Главное

Новое в процедуре банкротства юридических лиц

В Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ были внесены изменения, которые вступили в силу 29 января 2015 года. Данные изменения направлены на снижение вероятности злоупотреблений в сфере несостоятельности и, соответственно, повышение эффективности применения процедур банкротства. Мы изучили новшества и нашли ответы на следующие вопросы.

Кто имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом? Какие новые требования предусмотрены в отношении арбитражных управляющих? Изменился ли порядок оплаты расходов, связанных с процедурами банкротства? Что нового установлено в отношении процедуры наблюдения?

Право на обращение в арбитражный суд

По-прежнему правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда, а также судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (новое).

Теперь специально отмечается, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации с даты возникновения у должника установленных законом признаков банкротства. Право на обращение в арбитражный суд возникает также у уполномоченного органа по обязательным платежам в предусмотренных законом случаях.

Кроме того, дополнительно установлено, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона N 127-ФЗ, при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 2.1 ст. 7 Федерального закона N 127-ФЗ).

При этом не изменилась норма о том, что частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражного суда в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее размера, определяемого в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ.

Отметим, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 руб. (ранее было 100 000 руб.) и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 33 Федерального закона N 127-ФЗ). Данная норма применяется по истечении 60 дней с даты утверждения Минэкономразвития порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть выбран арбитражный управляющий, при подаче заявления должника. До утверждения нормы порядок определения осуществляется судом при подаче заявления должника.

Заявление должника подается, как и ранее, в арбитражный суд в письменной форме. По-прежнему должны быть соблюдены все ранее установленные требования. При этом вместо кандидатуры временного управляющего отныне могут быть указаны только наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

Кроме того, закрепляется, что должник не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 4 ст. 37 Федерального закона N 127-ФЗ).

Для вступления в силу указанных норм введены переходные положения.

Положения п. 2.1 ст. 7 и п. 4 ст. 37 Федерального закона N 127-ФЗ в части обязательного предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц применяются с 1 июля 2015 года. До указанной даты заявитель вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом при условии предварительного, не менее чем за 30 календарных дней до такого обращения, уведомления в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов о намерении обратиться с данным заявлением.

До 1 июля 2015 года обязанность предварительного уведомления в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов считается исполненной при опубликовании уведомления о своем намерении обратиться с данным заявлением путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц при наличии соответствующей технической возможности.

Протокол заседания комитета кредиторов

По-прежнему комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Как и ранее, закрепляется, что протокол заседания комитета кредиторов подписывается председателем комитета кредиторов, если иное не установлено регламентом работы комитета кредиторов.

Вместе с тем устанавливаются следующие новые правила, касающиеся оформления документов по итогам заседания комитета кредиторов.

Так, протокол заседания комитета кредиторов составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения заседания комитета кредиторов, второй хранится у лица, проводившего заседание комитета кредиторов. В случае если заседание комитета кредиторов проводилось не арбитражным управляющим, составляется дополнительный (третий) экземпляр протокола заседания комитета кредиторов, который направляется арбитражному управляющему.

К протоколу заседания комитета кредиторов должны быть приложены копии:

— бюллетеней для голосования (если регламентом не предусмотрена иная форма принятия решения);

— материалов, представленных членам комитета кредиторов для ознакомления и (или) утверждения;

— документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении членов комитета кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

— иных документов по усмотрению лица, проводившего заседание комитета кредиторов, или на основании решения комитета кредиторов.

Установлено, что оригиналы указанных документов подлежат хранению лицом, проводившим заседание комитета кредиторов, до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен Федеральным законом N 127-ФЗ, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных законом случаях.

Теперь законодательно прописано, что лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия, представителю саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представителю органа по контролю (надзору), притом что расходы на подготовку и направление таких копий возлагаются на лицо, требующее их представления.

Сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов. Данная норма применяется в отношении комитетов кредиторов, заседания которых проводятся после 15 января 2015 года, вне зависимости от даты введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий

В части заключения договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего появляется новое требование о том, что по решению коллегиального органа управления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан заключить договор обязательного страхования ответственности, размер страховой суммы по которому превышает минимальный размер страховой суммы в год (3 млн. руб.) и устанавливается в соответствии с таким решением.

Кроме этого, определено, что по решению коллегиального органа управления арбитражный управляющий в связи с утверждением его арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает 100 млн. руб.), обязан заключить наряду с дополнительным договором обязательного страхования своей ответственности дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего, размер страховой суммы по которому устанавливается в соответствии с решением коллегиального органа управления.

Арбитражный управляющий также обязан заключить наряду с дополнительным договором обязательного страхования своей ответственности дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего в случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, а также информации об отсутствии у него достаточной компетентности.

Также закрепляется, что договоры обязательного страхования ответственности, заключенные арбитражными управляющими, должны представляться в саморегулируемые организации, членами которых являются такие арбитражные управляющие, в сроки, определенные стандартами и правилами профессиональной деятельности.

Кроме того, установлено, что в случае подачи должником заявления о собственном банкротстве он не вправе определять кандидатуру арбитражного управляющего. В подобной ситуации арбитражный суд должен по своему усмотрению выбирать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая представляет суду кандидатуру арбитражного управляющего для назначения в рамках дела о банкротстве. Данное новшество обусловлено частым злоупотреблением правами со стороны недобросовестных должников, которые при подаче заявления о банкротстве определяют кандидатуру лояльного арбитражного управляющего и фактически сохраняют контроль над управлением предприятием.

Расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве

По общему правилу расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено законом. Теперь специально отмечается, что расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, не включают в себя расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых для обеспечения текущей деятельности должника при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, уточняется, что за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляются оплата расходов, предусмотренных законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с законом является обязательным, расходов на включение предусмотренных сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.

Компенсационный фонд

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Новый закон устанавливает, что минимальный размер компенсационного фонда составляет 20 млн. руб. Ранее минимальный размер установлен не был.

Размеры компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, включенных на 29 января 2015 года в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями не позднее 1 января 2016 года.

Кроме того, новым законом устанавливается, что размер компенсационной выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, не может превышать 5 млн. руб. по требованию о компенсационной выплате применительно к одному случаю причинения убытков.

Размер данной выплаты в ситуации, когда кандидатура такого арбитражного управляющего была утверждена арбитражным судом в деле о банкротстве в случае утверждения арбитражным судом кандидатуры, в отношении которой саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию о его несоответствии установленным требованиям, не может превышать 1 млн. руб.

Установленный предельный размер компенсационных выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих применяется в отношении компенсационных выплат, осуществляемых в связи с причинением убытков вследствие действий и (или) бездействия, совершенных после 29 января 2015 года.

Наблюдение

Изменения затронули последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Так, новым является следующее: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Кроме того, определено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов. В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 57 Федерального закона N 127-ФЗ (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном ст. 113 или 125 названного закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам Федерального закона N 127-ФЗ, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Теперь законодательно установлено: если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора. В обозначенном случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о данном прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Оператор электронной площадки

Одним из наиболее важных этапов проведения процедуры банкротства является продажа имущества должника.

Пункт 20 ст. 110 Федерального закона N 127-ФЗ представлен в новой редакции.

Установлено, что для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим установленным требованиям.

Под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с законом и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок.

Положения Федерального закона N 127-ФЗ в части обязательного членства операторов электронных площадок в саморегулируемой организации операторов электронных площадок применяются с 1 июля 2015 года.

Новый закон вводит ст. 111.1-111.8 Федерального закона N 127-ФЗ, посвященные саморегулируемым организациям операторов электронных площадок, четко регламентируя таким образом требования к операторам.

Устанавливается, что обязательными условиями членства оператора электронной площадки в саморегулируемой организации операторов электронных площадок являются:

1) соответствие оператора электронной площадки и используемой им для проведения торгов в электронной форме электронной площадки, в том числе технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требованиям, установленным в соответствии с п. 14 и 20 ст. 110 Федерального закона N 127-ФЗ.

Исходя из п. 14 ст. 110 обозначенного закона для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:

— свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;

— право участия в торгах без взимания платы;

— возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;

— хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством РФ порядке средств криптографической защиты информации;

— защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;

— создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;

— бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.

Согласно п. 20 ст. 110 Федерального закона N 127-ФЗ для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в Интернете, на котором проводятся торги в электронной форме;

2) соответствие оператора электронной площадки условиям членства в саморегулируемой организации операторов электронных площадок, утвержденным этой саморегулируемой организацией;

3) наличие у оператора электронной площадки договора обязательного страхования ответственности, соответствующего требованиям, установленным ст. 110 Федерального закона N 127-ФЗ;

4) внесение оператором электронной площадки установленных этой саморегулируемой организацией взносов, а также взносов в ее компенсационный фонд.

При этом могут быть установлены иные профессиональные требования к квалификации, компетентности и независимости оператора электронной площадки, а также его сотрудников.

* * *

Внесены изменения и уточнения в отдельные положения Федерального закона N 127-ФЗ, направленные на снижение вероятности злоупотреблений в сфере несостоятельности и соответственно повышение эффективности применения процедур банкротства.

Выделим основные новшества:

— в действующей редакции закона специально регламентировано право на обращение в арбитражный суд конкурсного кредитора — кредитной организации, увеличена сумма требований к должнику для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом;

— законодательно закреплены количество экземпляров протокола заседания комитета кредиторов, перечень документов, которые должны быть к нему приложены;

— произошли изменения в части заключения договора добровольного страхования ответственности арбитражного управляющего, направленные на повышение уровня установленных гарантий, также изменяется порядок определения арбитражного управляющего;

— в законе закреплено, что расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, не включают в себя расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых для обеспечения текущей деятельности должника при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, уточнены некоторые другие вопросы, связанные с оплатой расходов;

— законодательно закреплен минимальный размер компенсационного фонда — 20 млн. руб. Кроме того, установлены ограничения по размеру компенсационных выплат из компенсационного фонда;

— расширились последствия введения процедуры наблюдения, урегулированы порядок и случаи начисления процентов на сумму задолженности;

— более детально регламентированы требования к операторам электронных площадок, урегулированы вопросы членства в саморегулируемых организациях операторов электронных площадок.

Автор — В.В. Рябинин

Нет комментариев

    Оставить отзыв

    СкопироватьУстанавливая код счётчика на сайт, вы соглашаетесь со всеми условиями Пользовательского соглашения. СохранитьОтмена